Настоящая Программа разработана на основании и в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года.

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

- Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197 ФЗ.

- Постановление правительства РФ от 15 апреля  2014 года  № 295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.»

- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

- План мероприятия на период с 2015-2017 годов для обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный зам. министра образования и науки РФ Климовым А.А. 31 августа 2015 года №АК- 67//05 вн.

- Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года  №515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. №06-281.

- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175. 

 

Паспорт программы содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Цель программы: создание условий содействия выпускникам БПОУ ОО «СПК»  из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями(ОВЗ) в эффективном трудоустройстве.

Задачи:

- обеспечение функционирования информационной системы для студентов, выпускников колледжа и работодателей о ситуации на рынке труда и образовательных услуг;

- развитие социального партнерства (работодателями, центром занятости населения) с целью трудоустройства выпускников из  числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

-  создание условий по  персональному трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ с участием работодателей, службы занятости;

- мониторинг трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

- повышение доли трудоустроенных выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по профессии, специальности;

- исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- социально-психологическая и образовательная поддержка студентов и выпускников колледжа из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

Целевые индикаторы:

- доля трудоустроившихся выпускников БПОУ ОО «СПК» из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

- доля выпускников колледжа из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, продолживших обучение в Вузах.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- удовлетворение потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном обучении, профессиональной ориентации, помощи в трудоустройстве;

- повышение уровня самостоятельности выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, их конкурентоспособности на рынке труда; социальной активности и возможности к построению собственной жизненной и профессиональной траектории.

Разработчики программы:

   - Шевченко Н.А. – заместитель директора по учебной работе  БПОУ ОО «СПК»;

  - Апарина В.Е. – начальник отдела маркетинга БПОУ ОО «СПК».

Введение

Трудоустройство выпускников в БПОУ ОО «СПК» подразумевает устройство на работу выпускников и студентов, содействие в устройстве на работу. Трудоустройство инвалидов является чрезвычайно важной и актуальной задачей общества, требующих постоянного внимания, изыскаяния новых средств и технологий использования имеющихся резервов для повышения эффективности этой работы.

Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ. Ее целью является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Мониторинг трудоустройства выпускников является одна из важнейших составляющих БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж».

Основные принципы проведения мониторинга:

  • · достоверность (используемая для мониторинга информация должна быть достоверной);
  • · актуальность (информация должна регулярно обновляться);
  • · постоянство (мониторинг осуществляется на постоянной основе с определенной периодичностью);

Мониторинг карьерного роста выпускников с ОВЗ проводится в рамках общего мониторинга выпускников колледжа, что позволяет определить карьерные ориентации выпускников, оценить уровень трудоустройства выпускников.

Мониторинг осуществляется посредством сбора и обработки информации. Сбор данных проводится посредством личного и дистанционного (телефонного) опросах выпускников.

Реализация Программы содействия трудоустройству выпускников БПОУ ОО «СПК» из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья данной программы позволит:

  1. управлять выбором профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда);
  2. изучить структуру личности, формирование профессиональной направленности (способность к осознанному выбору);
  3. связать с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов;
  4. разработать критерии профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата;
  5. оказывать помощь выпускникам в выстраивании профессиональной траектории;
  6. информировать по правовым вопросам трудоустройства, в том числе и после завершения обучения в колледже.

 

Перечень мероприятий по реализации Программы трудоустройства выпускников БПОУ ОО «СПК» из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

1

2

3

  1.  

Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию образовательного процесса  для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

2014 год

  1.  

Формирование службы по персональному трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ.

2016

  1.  

Исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ежегодно

  1.  

Ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, а также имеющих квоты на трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ

Ежегодно

  1.  

Информирование инвалидов и лиц с ОВЗ, об образовательных услугах колледжа, о возможностях трудоустройства с использованием СМИ, Интернет-ресурсов, социальных сетей. Пополнение базы вакансий рабочих мест для всех обучающихся на сайте и информационном стенде колледжа.

Ежегодно

  1.  

Оказание помощи в поиске и подборе вакансий.

 

Ежегодно

  1.  

Формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ежегодно

  1.  

Проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, подготовка их к собеседованию.

Ежегодно

  1.  

Посещение Ярмарок вакансий, организованных БОУ «Омский центр занятости населения».

Ежегодно

  1.  

Организация и проведение круглых столов, ярмарок вакансий, презентаций компаний, дней карьеры с участием работодателей, социальных партнеров.

Ежегодно

  1.  

Консультирование выпускников колледжа из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по правовым и социальным вопросам трудоустройства, формирования навыков ориентации на рынке труда.

Ежегодно

  1.  

Организацию производственных практик на специализированных рабочих местах.

Ежегодно

  1.  

Разработка и демонстрация виртуальной экскурсии на предприятия города, потенциальных работодателей для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ежегодно

  1.  

Заключение договоров о намерении, соглашений о проведении практики студентов и возможности трудоустройства выпускников колледжа  из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ежегодно

  1.  

Организация работы с психологом при самоопределении и построении индивидуальной карьеры.

Ежегодно

  1.  

Составление отчета по трудоустройству выпускников колледжа из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ежегодно

  1.  

Обмен опытом по выстраиванию системы содействия трудоустройству выпускников колледжа из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Ежегодно

 

Условия реализация мероприятий Программы трудоустройства выпускников БПОУ ОО «СПК» из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Для обеспечения качественного и доступного профессионального образования, профессиональной ориентации и внедрения системной работы по трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» целесообразно создание специализированной структуры. Таким подразделением в колледже является Центр по содействию трудоустройства студентов и выпускников колледжа (далее - Центр). Работа Центра строится на комплексном подходе, системности, многомерности и измеряемости каждого этапа профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ, взаимном участии педагогов колледжа в программах и проектах по данному направлению работы. Организация Центра как особой системной деятельности, нацеленной на обеспечение в рамках образовательного процесса условий профессионального обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ, а также профилактику ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в их физическом, социальном и личностном развитии, позволит расширить доступность и повысить качество образования инвалидов и лиц с ОВЗ.   

Работа Центра направлена на социальную интеграцию инвалидов и лиц с ОВЗ посредством вовлечения их в профессионально – трудовую деятельность, выработки мотивации на трудоустройство и оказание содействия в самозанятости. Основная цель – помощь в трудоустройстве выпускников колледжа, и как результат – их успешная адаптации к условиям современного рынка.

 Приложение А

Анкета

 

Уважаемый выпускник, просим Вас принять участие в исследовании и высказать свое мнение о качестве образования в колледже.

Организаторы опроса гарантируют Вам конфиденциальность ответов. Для совершенствования деятельности колледжа мы крайне заинтересованы в получении полных и объективных ответов.

Информация после компьютерной обработки будет использоваться в обобщенном виде.

Инструкция: Просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты и обвести кружком те варианты ответов, с которыми Вы согласны, а если такие варианты отсутствуют, то в графе "другое" написать свой вариант ответа (если не указано иное).

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

 

  1. 1.      Укажите ваш пол:

1.1.    Мужской

1.2.          Женский

 

  1. 2.        Ваш возраст: _________ лет

 

  1. 3.        Укажите Вашу специальность:

3.1.Сварочное производство

3.2.Программирование в компьютерных системах

3.3.Дизайн

3.4.Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

3.5.Организация перевозок и управление на ж/д транспорте

3.6.Автоматика и телемеханика на ж/д транспорте

3.7.Парикмахерское искусство

3.8.Слесарь по ремонту подвижного состава

3.9.Машинист локомотива

3.10.  Оператор по обработке перевозочных документов на ж/д транспорте

3.11.  Техническая эксплуатация подвижного состава ж/д дорог

 

  1. 4.      Вспомните, что побудило Вас поступить именно в СПК?

4.1.          Колледж расположен недалеко от дома.

4.2.          В СПК легче поступить, чем в другие учебные заведения.

4.3.          Советы родителей, родственников.

4.4.          Мнение друзей, приятелей, сверстников.

4.5.          Привлекательная реклама колледжа.

4.6.          Престижность колледжа.

4.7.          Наличие общежития.

4.8.          Высокое качество обучения.

4.9.          Общение с представителями колледжа (студентами, преподавателями, отделом маркетинга).

4.10.  Дни открытых дверей.

4.11.  Перспективы профессионального роста, возможность продолжить образование в ВУЗах.

4.12.  Случайное стечение обстоятельств.

4.13.  Другие причины _________________________________________________________________________________________________

 

  1. 5.      Интересно ли Вам было учиться в колледже?

5.1.      Да

5.2.      Скорее да, чем нет

5.3.      Скорее нет, чем да

5.4.      Нет

5.5.      Затрудняюсь ответить

 

  1. 6.      Основные студенческие проблемы (выбрать не более 3-х вариантов ответа):

6.1.       Неудовлетворительная  организация учебного процесса

6.2.       Отношение преподавателей к студентам

6.3.       Неудовлетворительное преподавание по некоторым дисциплинам

6.4.       Объективность оценки Ваших знаний преподавателями

6.5.       Неудовлетворительная работа администрации, заведующего отделением

6.6.       Высокие цены в студенческой столовой и буфетах

6.7.       Высокие цены за проживание в общежитии

6.8.       Неудовлетворительные бытовые условия проживания в общежитии

6.9.       Отсутствие возможности  подработки во внеучебное время

6.10.   Другие проблемы_______________________________________________________________________________________________

 

  1. 7.      Приходится ли Вам совмещать работу с учебой?

7.1.       Да

7.2.       Нет

7.3.       Иногда

 

  1. 8.      Связана ли Ваша работа  (или дополнительный заработок) с получаемой специальностью?

8.1.       Да

8.2.       Частично

8.3.       Нет

 

  1. 9.      Мешает ли работа Вашей учебе?

9.1.       Да

9.2.       Нет

9.3.       Иногда

 

  1. 10.  Нравится ли Вам полученная специальность?

10.1.   Да

10.2.   Скорее да, чем нет

10.3.   Скорее нет, чем да

10.4.   Нет

10.5.   Затрудняюсь ответить

 

  1. 11.  Оцените каждый из показателей  колледжа (по 10-бальной шкале):

Удобство местоположения колледжа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Интерьер (внутреннее оформление учебного заведения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вежливость, доброжелательность, тактичность педагогов и сотрудников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качество обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оснащенность колледжа современным оборудованием, компьютерной техникой, программным обеспечением

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Престижность колледжа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Приемлемость стоимости обучения (для студентов внебюджетных групп)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

  1. 12.  Как Вы считаете, созданы ли в колледже условия, для:

                                     

В  полной

мере

Частично

Не созданы

Затрудняюсь ответить

Проведения учебных занятий

 

 

 

 

Занятий физкультурой и спортом

 

 

 

 

Проведения досуга

 

 

 

 

Получения дополнительной профессиональной подготовки

 

 

 

 

Участия в конкурсах, соревнованиях, выставках и т.п.

 

 

 

 

Комфортного проживания в общежитии

 

 

 

 

Своевременного получения необходимой информации

 

 

 

 

Самостоятельной работы по выполнению домашних заданий, КП

 

 

 

 

Распечатки (копирования) необходимых материалов

 

 

 

 

 

  1. 13.  Реализовали ли Вы свое хобби и увлечения в колледже?

13.1.   Да

13.2.   Частично да

13.3.   Нет, не хватало времени

13.4.   Затрудняюсь ответить

 

  1. 14.  Насколько Вы удовлетворены условиями для творческого развития личности?

14.1.  Полностью могу проявить свои способности

14.2.  Условия недостаточные для проявления моих способностей

14.3.  Нет соответствующих условий для проявления способностей

14.4.  Другое _________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 15.  Стали бы Вы поступать в СПК, если бы выбирали сейчас?

15.1.  Да

15.2.  Скорее да, чем нет

15.3.  Скорее нет, чем да

15.4.  Нет

15.5.  Затрудняюсь ответить

 

  1. 16.  За время обучения в колледже появилось ли у Вас желание перейти в другое учебное заведение?

16.1.  Да, потому что___________________________________________________________________________________________________

16.2.  Нет

 

  1. 17.  Рекомендуете ли вы своим товарищам обучаться колледже?

17.1.  Да

17.2.  Нет, потому что__________________________________________________________________________________________________

 

  1. 18.  Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри коллектива, между

 

Доброжелательные

Нормальные

Официальные

Негативные

Затрудняюсь ответить

Студентами

 

 

 

 

 

Студентами и преподавателями

 

 

 

 

 

Студентами и заведующими отделениями

 

 

 

 

 

 

  1. 19.  Удовлетворяет ли Вас психологический климат и отношения, которые у Вас сложились в студенческой группе?

19.1.   Да, вполне удовлетворяют

19.2.   В основном да

19.3.   Нет, не удовлетворяют

19.4.   В основном нет

19.5.   Затрудняюсь ответить

 

  1. 20.  Когда возникают какие-либо проблемы, к кому Вы обращаетесь за помощью в первую очередь?

20.1.  К родителям, родственникам

20.2.  К друзьям, однокурсникам

20.3.  К классному руководителю

20.4.  К заведующему отделением

20.5.  К кому-то еще___________________________________________________________________________________________________

 

  1. 21.  Оцените качество преподавания в колледже?

21.1.  Отлично

21.2.  Хорошо

21.3.  Удовлетворительно

21.4.  Плохо

 

  1. 22.  Как Вы оцениваете профессиональный уровень преподавателей?

22.1.  Высокий

22.2.  Средний

22.3.  Низкий

22.4.  Очень низкий

22.5.  Затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

  1. 23.  Оцените Вашу удовлетворенность качеством преподавания по циклам дисциплин:

 

Удовлетворен

Частично

Не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Общегуманитарные и социально-экономические (история, физкультура, культурология, философия и др.)

1

2

3

4

Математические и естественнонаучные (математика, информатика, физика и др.)

1

2

3

4

Профильные дисциплины специальности

1

2

3

4

 

  1. 24.  Ваше отношение к организации учебного процесса?

24.1.  Особых претензий нет

24.2.  Несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности

24.3.  Недостаточное количество выделяемых часов для наиболее значимых дисциплин

24.4.  Недостаточное количество выделяемых часов для практики

24.5.  Неудовлетворенность качеством преподавания

24.6.  Неудовлетворенность организацией зачетов и экзаменов

24.7.  Неудовлетворенность организацией самостоятельной работы

 

  1. 25.  Насколько Вы удовлетворены полученными теоретическими знаниями (по 10-больной шкале)?

Актуальность теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Соответствие теоретических знаний квалификационным требова­ниям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Умением применять теоретические знания в профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

  1. 26.  Насколько Вы удовлетворены практической подготовкой в процессе обучения (по 10-больной шкале)?

Актуальность практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Соответствие квалификационным требова­ниям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Способность самостоятельно решать прак­тические задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

  1. 27.  Вспомните и оцените учебные дисциплины, которые Вы изучили. Какие Вы могли бы назвать самыми полезными для своей специальности? (напишите не более 3-х дисциплин)._______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 28.  Какие учебные дисциплины вызывали у Вас затруднение   в  процессе  изучения? (напишите не более 3-х дисциплин)____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 29.  Почему эти дисциплины вызвали затруднение?

29.1.  Слишком сложная дисциплина

29.2.  Недостаточно практики

29.3.  Не нашел(а) контакта с преподавателем

29.4.  Пропустил много занятий

29.5.  Другое_________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 30.  Каким дисциплинам,  по  Вашему  мнению,  необходимо   уделять  больше  внимания? (напишите не более 3-х дисциплин)____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 31.  Почему этим дисциплинам необходимо уделять больше внимания?

31.1.  Интересная дисциплина

31.2.  Пригодится в будущем для работы

31.3.  Недостаточно практики

31.4.  Недостаточно теоретической подготовки

31.5.  Другое_________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 32.  Оцените степень Вашей удовлетворенности организацией практики (педагогической, производственной и др.) (по 10-бальной шкале):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

  1. 33.  Совпадает ли то, что Вы увидели и узнали на практике с тем, чему Вас учат в колледже?

33.1.  Совпадает

33.2.  Не совсем совпадает

33.3.  Нет совпадает

 

  1. 34.  Насколько Вы себя чувствуете подготовленным к работе после обучения в колледже?

34.1.  Готов полностью

34.2.  Не совсем готов

34.3.  Не готов

 

  1. 35.  Дает ли Вам полученное образование достаточно информации, знаний и опыта, чтобы чувствовать себя уверенно в выбранной специальности?

35.1.  Да

35.2.  Нет

 

  1. 36.  В какой степени Вы владеете персональным компьютером?

36.1.  Первичные навыки

36.2.  Пользователь ПК

36.3.  Уверенный пользователь ПК

 

  1. 37.  Какими программами Вы владеете?

37.1.  MS Word

37.2.  MS Excel

37.3.  MS Power Point

37.4.  Adobe Photoshop

37.5.  Adobe PageMaker

37.6.  FoxPro

37.7.  3DMax

37.8.  CorelDRAW

37.9.  Auto Card

37.10. Другие_________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 38.  Какую помощь Вы хотели бы получить, покидая колледж?

38.1.  В трудоустройстве

38.2.  Хорошую характеристику

38.3.  Рекомендации и резюме

 

  1. 39.  Каковы Ваши планы после окончания колледжа?

39.1.  Работать по специальности, полученной в колледже.

39.2.  Поступить в ВУЗ по этой же специальности.

39.3.  Получить новую специальность в ВУЗе.

39.4.  Работать по специальности.

39.5.  Работать где придется, лишь бы хорошо платили.

39.6.  Заниматься предпринимательством.

39.7.  Не учиться и не работать.

39.8.  Пока еще не решил(а).

39.9.  Другое_________________________________________________________________________________________________________

 

  1. 40.  Планируете ли вы продолжать обучение в стенах колледжа (РГППУ)?

40.1.  Да

40.2.  Нет

 

  1. 41.  Какую стартовую заработную плату Вы рассчитываете получать после окончания колледжа?_________________________ рублей.

 

  1. 42.  Есть ли у Вас реальная возможность трудоустройства после окончания колледжа?

42.1.  Да

42.2.  Нет

Благодарим Вас за участие в опросе!