Машинист локомотива

 

         Машинист локомотива специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (паровоз, тепловоз, электровоз) или моторвагонным подвижным составом (дизель-поезд, электропоезд).

         Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста, а на паровозе — ещё и кочегар. В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста — так называемое «управление в одно лицо».

         В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист отвечающий за наблюдение за исправной работой дизелей.

         Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распространения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.

         Эта специальность для тех, кто любит движение, скорости, простор, смену впечатлений, кто любит и знает современную технику, кому доставляет  удовольствие управлять мощным локомотивом.

         Современный локомотив — сложная машина, состоит из механической и электрической частей, оснащен устройствами электроники, микроэлектроники и автоматики. Выпускник данной специальности должен в совершенстве знать устройство локомотива, уметь быстро устранить возникшие неисправности.

         Работа помощника машиниста (машиниста) невозможна без отличного зрения, цветоощущения, точного глазомера, острого слуха, так как он постоянно связан с движением поездов большой массы, с высокими скоростями, в любое время суток и года. Требования к здоровью человека, находящегося на поездной работе, самые высокие по сравнению с другими профессиями.

         Машинист локомотива должен обладать такими качествами, как большая ответственность, сохранение хладнокровия и самообладания в любой сложной и нестандартной обстановке, способность принимать единственно правильные и взвешенные решения в конкретной ситуации.

После окончания колледжа могут работать помощниками машиниста тепловоза и дизель поезда, а после приобретения необходимого опыта работы — машинистами и, в дальнейшем, машинистами-инструкторами. Кроме того, выпускники могут работать в локомотивных депо бригадирами, мастерами по ремонту подвижного состава, дежурными по депо, техниками в депо. 

Обязанности:

- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);

- маневровые передвижения;

- прием и контрольно-технический осмотр локомотива;

- обеспечение рационального режима управления локомотивом;

- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;

- контроль сигналов, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;

- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;

- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;

- контроль за безопасность посадки и высадки пассажиров;

- информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;

- контроль за сохранность и своевременность доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;

- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;

- руководство и контроль работы членов локомотивной бригады;

- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;

- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

Основные профессионально важные качества

Хорошее зрение, слух, быстрота реакции, развитый глазомер. Высокий объем и переключаемость внимания, бдительность. Хороша развитая слуховая и логическая память. Развитое пространственное воображение, предметно-действенное мышление. Эмоциональная устойчивость, решительность, смелость. Ответственность, наблюдательность, дисциплинированность. Склонность к работе с техникой.

Дополнительные особенности

В работе машиниста могут встретиться экстренные ситуации, подвергающие опасности жизнь и здоровье людей. Противопоказаны сердечно - сосудистые заболевания, злоупотребление спиртными напитками.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: невнимательность; безответственность; плохое зрение; плохие показатели быстроты реакции; нерешительность; сердечные заболевания; злоупотребление спиртными напитками.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki, http://www.futurejob.ru