Ошибки при выборе профессии!

1. Выбор профессии на основании советов авторитетных людей.

Ваши отец, мать, Ваши родственники, конечно, желают всего самого лучшего, по их мнению. Они готовы подсказать, как выбрать специальность, которая прокормит Вас и Вашу семью всегда. Тем не менее, советуя, близкие люди основываются на своём личном опыте. А ты совсем другой человек, воспитанный и живущий в другое время.

2. Учет неизбежного изменения рынка труда в отдалённой перспективе.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что Ваш выбор сейчас, в 11 классе определит всю Вашу судьбу. Изменение направления, освоение новой области деятельности сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое экономическое образование поможет юристу (по своему второму образованию) разобраться в сложных вопросах финансовой деятельности предприятия.

3. Престижность профессии.
Предрассудки могут стать препятствием нормальной жизнедеятельности. В отношении работы они проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: могильщик).
Другой пример. Экономист или инженер ничуть не более полезен для людей, чем социолог или слесарь.
Кроме того, престижность профессии хороша, когда учтены все Ваши интересы и способности. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций. Может так получиться, что «модное» название сыграет с Вами злую шутку, и на рынке труда не будут востребованы специалисты без опыта: например, - антикризисный управляющий.

4. Выбор профессии под влиянием выбора друзей.
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят старшего школьного возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если Ваш друг идет в военное училище (а он - рисковый человек) – то Вам этого делать не стоит - профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожны и рассудительны).

5. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.
Особенно опасно очарование преподавателем. Если Вас восхищает душевность литератора - это не значит, что Вам нравится литература сама по себе, вне 'комплекта'. Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - телеведущего, политика, журналиста, артиста.

6. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они «перелопачивают» массу информации, сайтов, архивов, разговаривают со многими людьми - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

7. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или неумение отличить эти понятия.
Рассмотрим один из вариантов. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные специальности за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари, а проанализировать вакансии на рынке труда. В запросе обычно указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности. Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.
К тому же, стоит учесть, что специальностей существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком, и при этом потребуются базовые знания истории и литературы, математики и социальных дисциплин, либо математики и физики. Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, которые Вам интересны и по которым, как правило, сдают вступительные экзамены в ВУЗ на эту специальность. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.

8. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение физиологических систем организма. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

9. Устарелые представления о характере труда.
Не забывайте о динамичном техническом прогрессе, что в наши дни особенно актуально. В профессии, и, прежде всего, в рабочие, сегодня внедряется сложная и интересная техника, повсеместно повышается культура труда. Компьютер же применяется абсолютно во всех сферах деятельности - вплоть до животноводства. Поэтому каждый человек должен быть подготовлен к использованию современной техники в своей сфере деятельности. И это еще одна серьезная задача для серьезного решения проблемы.

по материалам статьи психолога-консультанта Тарковой Виктории

Источник: Государственное автономное учреждение Новосибирской области
Центр развития профессиональной карьеры